Механизм совершения таинств.

Вот несколько разных казусов из практики христиан разных времен.
1. Мелхиседеки — малочисленная беспоповщинская секта. Признавая, что без причастия тела и крови Христовой спастись невозможно и в то же время не имея священных лиц для совершения этого таинства, мелхиседеки рассуждают так: «Мелхиседек, царь Салимский, встретивший Авраама, не был поставлен во священники и, однако, приносил Богу хлеб и вино в жертву. И мы имеем это мелхиседеково (без поставления) священство: потому и мы можем укрухом хлеба причащаться». Вечером они кладут перед иконами хлеб, ставят в чашечке вино или воду, молятся, кто как умеет — по Уставу, или Псалтири, или по лестовке, после чего тот хлеб и вино принимаются ими как истинное тело и кровь Христовы.
2. В Симбирской губернии старообрядцы-беспоповцы освящали вино в Кровь Христову, проливая сквозь отверстие, просверленное в медном распятии. (Вычитал кажется у Аристова).
3. Иоанн Мосх, в Лимонаре, сообщает, что некие дети играли в священников и произнесли положенные над хлебом и вином молитвы. С неба сошел огонь и попалил это предложение.
4. В 1765 г. беспоповцы предлагали поставить епископа возложением мертвой руки мощей митрополита московского Ионы.

У меня вопрос ко всем отцам и богословам, независимо от юрисдикции. Совершались ли, во всех этих случаях таинства.
Желательно ответы аргументировать.

Неоабсолютизм

Задержали Виссариона. Хм. Скатываемся (или наоборот, прогрессивно движемся) к религиозной политике раннего капитализма: "Чья власть -того и религия". На очереди открытое, непосредственное управление РПЦ МП государством: назначение/снятие епископов губернаторами/местными парламентами/всенародным голосованием, увольнение патриархов указами первого лица. Однако... 🙂

(no subject)

Еще один церковный "ренегат".

Через две недели после открытого письма бывшего священника Пантелеймона Покровского, видимо чтобы закрепить эффект, Советская Чувашия перепечатала открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию бывшего благочинного 3-го округа и настоятеля Никольского молитвенного дома в г. Михайловке Николая Спасского. Более полный текст письма напечатан в газете «Сталинградская
правда» 7 июня 1959 г. Епископ Сергий (Ларин) - это бывший обновленческий епископ. Трижды побывал под судом и в заключении, причем только один раз по политической 58 статье, два раза - за дачу и получение взятки. В 1943 г. перешел в РПЦ МП. Пространная биография этого архиерея имеется в Википедии. Надо сказать, что публикация сказалась на карьере Сергия (Ларина) но сильно, из теплой Астрахани был переведен в холодный Омск. Но никаких репрессий со стороны властей не последовало, т.к. Сергий имел обширные связи в разных советских учреждениях. Через год, по совершенно одинаковым обстоятельствам, был осужден казанский архиепископ Иов, бывший чебоксарский.

"Почему я отрекся от церкви
Открытое письмо епископу
Астраханскому
и Сталинградскому Сергию

Я, благочинный 3-го округа Сталинградской области, настоятель Никольского молитвенного дома г. Михайловки. Спасский Николай Николаевич, настоящим уведомляю вас, что открыто отрекаюсь от сана священника и снимаю с себя обязанности благочинного и настоятеля указанного молитвенного дома.Collapse )
Обращаюсь я и к верующим: не верьте ни в какие сверхъестественные силы, их в природе не было и нет. настойчиво и упорно овладевайте науками, они помогут вам освободиться от религиозного дурмана.
Николай Спасский.
Бывший благочинный 3-го округа и настоятель Никольского молитвенного дома в г. Михайловке".

• Публикуется в совращенном виде
Более полный текст письма напечатан
в газете «Сталинградская
правда» 7 июня с.г.

Советская Чувашия, 1959, 8 августа

Свяшенник снимает с себя сан. Чувашский Осипов.

В Сети широко обсуждается оставление священного сана https://credo.press/232659/ греческим архимандритом Андреем Конаносом. Явление это не новое. В 1950-х - 1960-х гг. по РПЦ прокатилась целая волна отречений от сана. И во времена хрущевской антирелигиозной кампании это активно использовалось властями в пропагандистских целях. Многие помнят бывших священников Осипова, Черткова, Дулумана. Интересно читать воспоминания о советских духовных школах: "Современные очерки бурсы" (Чертков), "Я был семинаристом" (Иван Баев). Не избежала отречений от сана и Чувашская епархия. Ниже публикуется открытое письмо, напечатанное в газете Советская Чувашия автором которого стал бывший священник Буртасинской церкви Урмарского района Пантелеймон Покровский, отрекшийся от сана в 1959 г. Такие отречения старались спровоцировать многие уполномоченные по делам РПЦ. Чувашскому уполномоченному Я.Г. Маклашкину удалось. Сложно сказать, что стало причиной такого ренегатства. Возможно Пантелеймон Покровский действительно утратил веру после несчастного случая в церкви, когда во результате давки погибли люди (надо бы отыскать информацию об этом событии). Возможно, так же, что священнику припомнили его дезертирство из действующей армии, может быть было что-то, на чем его подловили во время пребывания в лагере. Священником он прослужил меньше двух лет. Интересно было бы посмотреть на внутриепархиальную документацию по священнику Покровскому, но скорее всего мы ее никогда не увидим.
"Я нашел правильную дорогу.
Я, бывший священник Буртасинской церкви Урмарского района, Пантелеймон Иванович Покровский, в соответствии с давно зародившимися у меня мыслями, перед верующими и неверующими сегодня говорю: я нашел правильную дорогу в своей жизни.
Не только родственники, но и многие могут спросить меня: почему же ты нашел эту правильную дорогу только сейчас? После того, как я отказался от сана священника, мне хочется со всей прямотой рассказать о себе.Collapse )
Я еще не старый, родился в 1924 году. Дожил до этих лет, но ничем непотребным не занимался, не пьянствовал, не безобразничал. С женой и детьми живу в полном согласии и любви. И они вместо со мной от души радуются тому, что я отказался от сана священника. Оставляя с собой все благородное, хорошее, верное, что есть во мне от прошлой жизни, я целиком и полностью, навсегда отметаю все то ложное, ненужное, что было связано с религией, с церковью.
Эти мои мысли и слова прощу напечатать в газете.
П. И. ПОКРОВСКИЙ, бывший священник Буртасинской церкви Урмарского района (Чувашская АССР).
20 июля 1959 г.
Советская Чувашия, 24 июля 1959 г.

"Как Веру Толстову сделали „святой"

Продолжаю читать старые газеты. Еще одна любопытная статья ведущего антирелигиозного автора "Советской Чувашии" Н. Черепановой "Как Веру Толстову сделали „святой". И опять наезд на секретаря епархии протоиерея Н. Демьяновича.
А ведь я помню эту Веру. Ее привозили в Веденский собор на коляске. Она стояла около могил архиепископов Илария и Вениамина. Я стал ходить в Веденский собор с 1978 - 79 гг. И в 1980-х гг. Вера слыла среди прихожан прозорливой.

"Как Веру Толстову сделали „святой".
Добрый совет всегда большое подспорье в жизни. Люди советуются просто друг с другом, помня, что одна голова хорошо, а две лучше (при условии, конечно, что это разумная, толковая голова), советуются с врачами по поводу здоровья. Существуют специальные юридические консультации, где квалифицированные специалисты дают советы, связанные с применением законов.
С некоторых пор в Чебоксарах по улице Заводской, в доме № 61 существует «консультация» совершенно особого рода. Советы здесь даются без долгих размышлений, по любым вопросам, касающимся не только настоящего, но и будущего.Collapse )
Н. ЧЕРЕПАНОВА.
Советская Чувашия, 1960, 8 апреля

Шестьдесят лет назад

Шестьдесят лет назад.
Вот еще из "Советской Чувашии". Теперь не о "сектантах", а о жизни Чебоксарской епархии в начале 1960-х гг. Теперь газета пиарит многолетнего секретаря епархии о. Николая Демьяновича. Автор - Н. Черепанова, специализировалась на церковной теме в период хрущевской кампании. За ее подписью наверное треть всех антирелигиозных статей в тот период. Упоминающийся в фельетоне иеромонах Снычев - будущий Санкт-Петербургский митрополит Иоанн. Демьяновича терпеть не мог местный уполномоченный Маклашкин. Это он организовывал пиар Демьяновичу в местной прессе, видимо хотел организовать судебное дело, подобное тому, какое было в Казани против архиепископа Иова (Кресовича), который, собственно, и привез Демьяновича в Чебоксары. И фактуры, вроде, хватало. Но что-то не срасталось у уполномоченного, и Демьянович прослужил в Чебоксарах до 1973 г. Протоиерей не сработался с назначенным в 1973 г. в Чебоксары архиепископом Вениамином, с которым они были знакомы еще с довоенных времен. И Демьянович уехал в Иваново, к Иову, где и прослужил до своей смерти в должности секретаря епархии.
"ПОД КРЫЛЫШКОМ ЕПАРХИИ. Фельетон.
Приезд высокого гостя из Чебоксар вызвал в Янгильдинской (Чебоксарский район) церкви настоящий переполох.Collapse )
Уютно живется дельцам типа Демьяновича под крылышком епархии!
Н. ЧЕРЕПАНОВА.
Советская Чувашия, 1960, 17 августа.

Растлители человеческих душ

Еще одна статья из газеты на ту же тему.
"Растлители человеческих душ.
При взгляде на Валентину Цыганову невольно вспоминаешь Нарспи, кат ее описывал К. В. Иванов:
На лило она прекрасна.
Как цветочек полевой.
Только Нарспи во имя чувства к любимому оказалась способной на протест, пошла наперекор жестоким обычаям, унижавшим женщину. Не даром у нее
Очи — черные агаты —
Блещут силой огневой.
Валентина стоят смиренно, потупив глаза, понурив голову, молитвенно! сложив руки, шепчет какие-то невнятные слова. Какой уж тут протест, сила огневая! И в позе, и в жестах, и в словах — смирение, покорность, приниженность. И это в 22 года!Collapse )
Н. ЧЕРЕПАНОВА". Советская Чувашия, 1959, 16 июля

Читая старые газеты

Читая старые газеты.
Хочу написать статью об пропагандистском обеспечении хрущевской антицерковной кампании в Чувашии. Работаю с материалом. Как дополнение к чтению отчетов уполномоченного и прочих источников, пресса расширяет впечатление об эпохе. Несколько заметок из нашей "Советской Чувашии" об истинно-православных христианах. Упоминаемый Варсонофий Яковлев в известном труде "Кто есть кто в российских катакомбах" фигурирует как катакомбный епископ.
"Как меня пытались вовлечь в секту. Письмо в редакцию.
Не так давно я прочитала в газете «Советская Чувашия» статью Н. Черепановой «Украденное счастье». В статье рассказывалось, какие бедствия приносит людям религия, как под влиянием ее разрушаются семьи, дети остаются сиротами при живых родителях, как сектантство калечит сознание и жизнь людей.Collapse )
А. Ф. АБЛЕЕВА.
дер.Новое Ахпердино
Батыревского района".
Советская Чувашия, 1962, 13 мая.