andber (andber) wrote,
andber
andber

Categories:

О противозаконных сборищах хлыстов в селе Собаченках

О противозаконных сборищах хлыстов в селе Собаченках, Ардатовского уезда.
1912 г.
Его Преосвященству, Преосвященнейшему Вениамину,
Епископу Симбирскому и Сызранскому
Благочинного 4 округа
Ардатовского уезда
Репорт
На благоусмотрение Вашего Преосвященства долг имею благопочтительнейше донести о движении и проявлении хлыстовства в селе Собаченках и других сел округа.
В сих Собаченках часть хлыстов, в количестве 54 душ с малолетними, для сокрытия себя, за последние два года перечислилось в секту «духовных христиан»; оставаясь, по вероучению, хлыстами и собираясь на молитвенные собрания совместно с прочими хлыстами, официально числящимися в православии, таковых в Собаченках 115 душ с их малолетними семейными. На молитвенные радения хлыстов, кроме Собаченских, приезжают и из других мест, как причисленные в секту «духовных христиан», так равно и неперечисленные. Так на последнем хлыстовском радении, бывшем 13 февраля было немало приезжих, всего же на собрании было около 60 человек. Об этом хлыстовском религиозном собрании я 11 февраля заявил Г. Приставу, указав ему, что в качестве сведущего лица он может взять или меня, или местного псаломщика, а в качестве проводника церковного сторожа Якова Маненкова. Но Г. Пристав почему-то не взял ни одного из нас, а церковный сторож, проводивши полицию в дом П. Максимова, где было хлыстовское радение, вошел тотчас же после пристава в дом П. Максимова, – это было около 12 часов ночи, и он, как очевидец, рисует следующую картину хлыстовского радения во время накрытия полицией. Главным действующим лицом на радении, очевидно, был мещанин г. Алатыря Егор Малкин, некогда ссылаемый за принадлежность к хлыстовству; последний сидел впереди в хлыстовской белой рубахе, прочие собравшиеся почти все находились парами и были в одних чулках и нижнем белье, двое Вареновых при виде полиции спрятались под кровать, одна женщина залезла в подпол, одна женщина поспешно надевала рубаху, надо полагать была без костюма. На всех лицах виднелись следы пота, как бы после тяжелой работы. Вид присутствующих истомленный, нерешительный, с испугом, ясно говорящим о неожиданности появления полиции. Обстановка комнаты, где находились сектанты такова: в переднем углу стояла икона, на столе лежали какие-то книги, под лавкой помещалась кадушка с железными обручами с проделанными вверху дырочками для вставки кропилец. Надо полагать, означенный сосуд служит для кропления и помазания вновь принимаемых членов в состав хлыстовства. В другой избе навалена была куча одежды и в углу притаились две-три какие-то женщины. При появлении полиции несколько лиц, как «духовных христиан», так и хлыстов, разбежалось, напр. Антон Сергеев разувши, в одной рубахе, а Варвара Макарова убежала без всякой верхней одежды.
В доказательство того, что как перечисленные в секту духовные христиане, так равно и числящиеся православными – подозреваемые в хлыстовстве, составляют одну хлыстовскую общину или корабль, могу привести следующие данные:
1) Так называемые духовные христиане совершенно не знают вероучения молокан, хотя для показа и имеют некоторые молоканские книги. О них уверить могу лично я, Василий Пряхин и другие.
2) Как те, так и другие обычно и всегда собираются совместно, напр. В указанный день 13 февраля, где ясно собрание было не молоканское, а хлыстовское. Таковые же собрания происходили многажды и ранее. Это подтвердить могут: Яков Маненков, Иван Да…, Краснов Сергей и Марина Луконина.
3) Собрания бывают всегда тайно, ночью, вообще в неурочное время и к дому, где собираются приставляется ими караул.
4) Что означенные сектанты действительно придерживаются хлыстовских заблуждений со всеми противонравственными деяниями: распутством и общей свалкой – в том могут свидетельствовать бывший приверженец хлыстовства, перечислившийся в секту духовных христиан, а потом перешедший в православие Василий Пряхин, так же крестьянка Мария Рулинова, раньше ходившая в хлыстовские собрания, Иван Фаддеев Глухов, Краснов Степан, его сноха Ефросиния Васильева и Определеннова Евдокия. Должны бы свидетельствовать и бывшие в собрании 13 февраля Марина Луконина и Агриппина Кваскова. Причем Рулинова в присутствии Красновой Федосьи и Давыдовой Марии заявила, что во время общей свалки богородица ходит с зажженной свечой по лежащим, говоря «свят дух сошел», она же добавляла, что три тайны сказать нельзя: как хлыстовские девицы родят, куда они рожденных девают и откуда кровь берут для приема. В виду волнения православного населения окружных селений, проявляющегося после накрытого полицией хлыстовского радения, при чем ревнующие опасаются, что если это хлыстам пройдет без наказания, то молодежь удержать будет трудно от совращения в хлыстовство чрез подкуп и др. средства, я счел нужным чрез местного Земского Начальника довести до сведения Г. Губернатора.
Вашего Преосвященства Милостивого Архипастыря и Отца
всепокорнейший и нижайший послушник благочинный 4 округа Ардатовского уезда священник Михаил Крылов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments