andber (andber) wrote,
andber
andber

Categories:

Историк Василий Ульяновский о патриархе Московском Игнатии

Историк Василий Ульяновский о патриархе Московском Игнатии.
Ульяновский В.И. «Священство» и «царство» в начале Смуты: Московские Патриархи, российские монастыри, духовенство Востока. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2021. — 808 с.
"И все же, несмотря на категоричную критику авторитетнейшего ученого Б. А. Успенского, мы продолжаем утверждать каноничность поставления Игнатия. Даже в случае отсутствия повторной хиротонии каноны православия не нарушались, ибо Византийская Церковь-мать не знала и не требовала повторной хиротонии епископа при возведении на Патриаршество. Все русские источники (от Хронографа 1617 г.), которые цитировались выше, пытались представить интронизацию как простое царское назначение без участия Освященного Собора и без какой-либо сакральной церемонии. Арсений [Елассонский], благодаря подробному (но не полному) описанию системы избрания и интронизации Игнатия, однозначно зачеркнул эту идеологему.
Законность (каноничность) поставления (т.е. именно сакральной церемонии) Игнатия признавалась почти всю первую четверть XVII в. и позже Патриархом Никоном. Таким образом, даже отсутствие повторного рукоположения (что не доказано), не лишало собственно церемонию интронизации Игнатия сакрального значения. Как и в случае с Иовом, после смены «царства» Игнатий был низложен именно как политический деятель, за «действие благословения» Самозванца, но оставался легитимным как интронизованный при помощи сакрального обряда первосвятитель. Это раздвоение в обоих случаях равнялось нетождественности Церкви земной (как институции, где действуют люди, и поэтому подверженной разным людским соблазнам) и Церкви небесной (целиком сакральной сферы, где мирское не действенно). Важно, что это раздвоение адекватно понималось всеми современниками: от Лжедмитрия I, Иова, Игнатия, иерархов до рядового священства и паствы. Фактически только Филарет официально затронул сакрум Игнатия через констатацию неверности его действий в сакральной сфере (неперекрещивание Марины), вынеся свой приговор на утверждение Собора, что превратило его (приговор) в традицию осуждения, дееспособную норму анафематствования Игнатия (об этом — дальше).
Таким образом, Самозванец смог провести архиерейское избрание и сакральное утверждение своей кандидатуры нового Патриарха, возвратив «Закон» через его гаранта и хранителя «Правды» — первоиерарха. Власти нового царя отныне соответствовала поддерживающая власть нового Патриарха — руководителя Церкви земной". (с. 145 - 146)
"Второй хиротонией, которую совершил Игнатий, было поставление в митрополиты Ростово-Ярославские Филарета Романова, сосланного Борисом Годуновым и постриженного в Антониево-Сийском монастыре еще в июне 1601 г. Лжедмитрий I грамотой от 31 декабря 1605 г. вернул из ссылки всех живых Романовых и приказал перенести прах умерших в родовую усыпальницу Новоспасского монастыря. При этом, как свидетельствовал Арсений Елассонский, Патриарх и Освященный Собор разрешили Филарету вернуться в светское состояние как постриженному насильно, однако он отказался и «Патриархом и архиереями был рукоположен Ростовским митрополитом с именем Филарет». Поставление было произведено между 11 апреля 1606 (последний раз в этом сане упоминается Кирилл Завидов) и 3/13 мая 1606 г., когда митрополит Филарет присутствовал на приеме польских послов, занимая второе место после Патриарха Игнатия. Отметим, что для хиротонии Филарета понадобилось отставить митрополита Кирилла Завидова, отправив его на покой в Троице-Сергиеву обитель (он был хиротонисан и поставлен на кафедру из Троицких архимандритов не позже 18 марта 1605 г., в последний месяц жизни Бориса Годунова Патриархом Иовом). При этом если Кирилл занимал четвертое место после Патриарха, митрополитов Новгородского и Казанского, то Филарет сразу занял второе — это подчеркивает разное значение двух лиц, занимавших одну и ту же кафедру. Любопытно, что в 1611 г. в связи с новым положением Филарета Кирилл был вновь возвращен на кафедру, а Филарета Василий Шуйский (июнь 1606 г.) и Лжедмитрий II (1608 г. в тушинском лагере) нарекут Патриархом, но поставление так и не будет произведено. Филарет с титулом Патриарха будет первым гарантом договора о поставлении на царство польского королевича Владислава (1610). Но все эти факты из биографии Филарета Романова были перечеркнуты его правлением и создаваемым им самим в многочисленных документах «образом Филарета», в котором факту его хиротонии во епископы Игнатием в «самозванцево время» не было места. Он сам, его сын и внук долго стояли на страже образа «наипрямейшего» героя Смуты, эту линию продолжили церковные деятели и историки. Именно Филарет окончательно пересмотрел «каноничные» списки «прямых» и «кривых», причислив к последним Игнатия". (с. 153 - 154)
"В настоящее время известны подтверждения Игнатия на грамотах Иова: костромскому Ипатьевскому монастырю, галичскому Успенскому Паисьеву монастырю, владимирскому Константине-Еленинскому монастырю, Иосифо-Волоколамскому монастырю. Титулатура Игнатия в подтверждениях выглядит странно: если Иов — «Смиренный Иев, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Русии», Гермоген — «Смиренный Ермоген, Патриарх всея Руси», Филарет — «Божиею милостию Патриарх Московский и всея Русии», то Игнатий — только «Смиренный Патриарх». Это указывает на особый «греческий стиль», которого придерживался Игнатий. В нескольких случаях этот стиль поддержал Гермоген даже без патриаршего титула («Смиренный Ермоген» на галичской грамоте)". (с. 154)
"Как уже отмечалось, официальные обвинения Игнатия начал Филарет Романов в 1619 г., когда вернулся из польского плена и был крайне враждебно настроен против поляков, католиков, униатов и всех «неправославных» (сюда включались и православные из Литовской Руси). Он сразу потребовал перекрещивать всех без разбору, пожелавших перейти в православие (даже православных из Литвы). Около июля 1619 г. было составлено официальное идеологическое произведение «Известие о начале патриаршества на России и о возведении на патриарший престол <...> Филарета Никитича». Именно здесь Игнатий был для всех подданных директивно охарактеризован как «единомыслена <...> и ни в чем же противящася» Лжедмитрию I. Вскоре возникла так называемая «Рукопись Филарета» и на первом ее сохранившемся листе (начало рукописи утрачено) есть фраза, что Игнатий «поколебася и з Гришею Ростригою соединився». Особую оценку деятельности Игнатия и констатацию его соборного низвержения Филарет дал на Соборе 1620 г. (ее мы уже цитировали). А в 1634 г. Патриарх Иоасаф проклял Игнатия и заявил, что его будет проклинать вся Соборная Церковь. С того времени Игнатий нигде больше как законный Патриарх не упоминался, его имя было выскоблено из синодиков — из списков Патриархов. Имя Игнатия вытиралось даже в синодиках Рязанско-Муромской епархии как архиепископа. Так, в позднем (1683 г.) синодике Переславль-Рязанского Архангельского собора в числе архиепископов Рязанских Игнатий сознательно не назван. Парадокс состоит в том, что здесь же записан род Муромца Кобузева, служившего при Самозванце и Игнатии в сотниках.
Лишь Патриарх Никон не исключал Игнатия из списка первоиерархов. В его палатах, по сведениям очевидца Павла Алеппского, в домовой церкви Апостола Филиппа (возле келий Патриарха) среди портретов шести предшественников Никона был и Игнатий (у Алеппского — Герасим). Имя Игнатия Никон всегда поминал в перечне Московских митрополитов и Патриархов в Неделю Православия. А после лишения сана и ссылки Никон писал боярину Зюзину: «И здесь в Москве невинного Патриарха отставили, Ермогена возвели при жизни старого: и сколько зла сделалось». Впрочем, «невинным Патриархом» можно было считать не столько Игнатия, сколько Иова, который был еще жив при поставлении Гермогена. Настораживает и тот факт, что в патриаршем (Никона) синодике Воскресенского Ново- Иерусалимского монастыря в числе Московских Патриархов Игнатий не назван (Иов, Ермоген, Филарет и др.)". (с. 165 - 166)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments