andber (andber) wrote,
andber
andber

Category:

Саббатианское

У Карла Маркса есть интересное высказывание: «Анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны». Перефразируя, я бы сказал, что история саббатианства есть ключ к истории христианства.
Основатели и лидеры саббатианства: Шабтай Цви, Натан из Газы, Яаков Франк были очень религиозно одаренными людьми. Одаренными в том смысле, что могли подметить самую суть религии, которая была выражена Шабтаем Цви в емкой формуле своеобразной берахи: «благословен Бог, разрешающий запретное». Эта бераха в сжатом виде изображала важное представление саббатиан: исполнение заповедей ставится в контекст того хронотопа (особого континуума) только в котором эти заповеди имеют свою силу и могут быть действенными. Собственно, религиозная компетентность в том и состоит, чтобы уметь соотносить собственное поведение с религиозным статусом места и времени, в котором ты находишься. Если говорить языком современной социологии, то это значит, что социальные нормы действуют только в конкретной социальной ситуации. Например, в обычное время существует запрет на убийство себе подобных, начинается война – социальная норма меняет свой знак на противоположный, убийство становится социально одобряемым и поощряемым действием. Религия оперирует более глобальными, онтологическими вещами: обычная эпоха, мессианская эпоха, Царство Небесное. То, что невозможно в обычное время – не только возможно, но и необходимо в мессианскую эпоху. В Царстве Небесном условности вообще снимаются. В обычное время львы едят ягнят, в Царстве – «возляжет лев с ягненком».
Задача религиозной практики – изменить хронотоп при помощи специальных действий, слов и манипуляций. Если адепт начинает совершать действия, которые присущи иному хронотопу, то это видимым образом означает, что и сам адепт уже находится в ином мире, а с другой стороны, такие действия сами по себе конституируют иной мир, и действительно это совершается. По-моему, это фундаментальный принцип религии. В секулярном мире все это работает столь же эффективно, как и в не секулярном, но не берется обществом во внимание, что может приводить к неэффективности самого общества (отдельный вопрос).
Саббатиане, в своем этом прозрении были не первые. Христианские тексты прямо-таки изобилуют подобными пассажами: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк, 2). Это совершенно то же самое, что делали саббатиане, которые вместо того, чтобы поститься 9 ава, как требует галаха, устраивали праздники. И ученики Иисусовы и саббатиане находились в иной религиозной ситуации, чем фарисеи или раввинистический иудаизм. Соблюдение субботы – одна из самых главных, если не главнейшая из заповедей. Однако, в евангелии: «Сын Человеческий господин субботы». Может показаться, что это высказывание как бы находится в рамках галахи, т.к. галаха позволяет нарушать субботу ради спасения жизни человека. Однако Иисус здесь позволяет нарушать субботу вовсе не ради человеколюбия. Он открытым текстом подчеркивает, что галаха в его присутствии не работает, она, скорее всего, «заканчивается». Публичное нарушение галахи создает новую ситуацию, заповедь меняет знак. Сама конструкция Иисусовых высказываний постоянно это регистрирует: «Моисей сказал – а Я вам говорю».
И вот в этом, как я думаю, и есть главный секрет и христианства и саббатианства. Апостол Павел, похоже, прекрасно это понимал, если вспомнить его рассуждение о том, что Тора никого не спасает.
Натан из Газы говорил, что любое рассуждение об AMIRAH (т.е. о Шабтае Цви) равно изучению тайн Бога (маасе меркаба). Мудрецы учили, что маасе меркаба нельзя изучать даже в присутствии одного. Однако, раскрывая тайны, не приближаем ли мы, тем самым, наступление Царства? Вот такая диалектика.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments