andber (andber) wrote,
andber
andber

Category:

Русская реформация.

Реформация в Европе - процесс объективный, истоки которого лежат в противоречиях феодализма. Не вижу оснований считать, что Русь, Московское царство стало исключением из этого процесса. Наличие феодализма на Руси некоторые историки подвергали сомнению (Фроянов). На мой взгляд феодализм был уже в Киевской Руси, просто он был своеобразным, феодальная рента присваивалась в виде дани. Феодальное землевладение означало право собирать дань с территории при помощи полюдья. В остальном - все то же самое, что и в остальной Европе. В любом случае, с начала XIII в. установился феодализм в "классической" форме.
Вопрос о русской реформации правомерно был поставлен А.И. Клибановым. Но он рассматривал только "реформационные движения". Однако, реформация - это не только оппозиционные церкви движения. Смысл всей реформации - вытолкнуть церковь из системы феодального землевладения, перераспределить церковные земли в пользу светских феодалов. Зачем? Затем, что земля становится не просто средством прожить, она становится источником прибыли. Другими словами, церковь накануне нового времени оказалась "слабым звеном" в феодальной системе "личных связей".
В Средние века на Руси церковь - самостоятельный феодал. У церкви есть вотчины, церковь пользуется иммунитетными правами (Уставы киевских князей, освобождение от дани монголами), русские князья не всегда в состоянии повлиять на назначение митрополитов Киевских. Вполне полноценный феодал. В масштабе Руси - такой же как Римская церковь в масштабах Западной Европы. В Новгороде архиепископ даже собственное войско содержит. Монастыри - самые крупные вотчинники. Другое дело, что Русь значительно беднее Европы, все эти вещи не так ярко выражены.
Когда начинать на Руси отсчет реформационного процесса? Тогда, когда великий князь Василий Васильевич свел митрополита Исидора Киевского с первосвятительского престола, т.е. с 1441 г. Это событие можно сопоставить с пощечиной Гильома Ногарэ папе Клименту V. Василий Темный в отношениях с церковью вполне себе соответствует Филиппу Красивому. Но, как видно, у нас этот процесс начался на столетие позже. В Европе уже процесс идет полным ходом, уже отгремели Гуситские войны.
Второй этап - споры осифлян и нестяжателей. Иван III ставит вопрос о секуляризации земли.
Третий этап русской реформации - Стоглавый собор. Это уже настоящая реформация, в своем собственном виде. Иван Грозный (вернее Избранная рада) - настоящий первый русский реформатор церкви, что-то вроде Генриха XIII Тюдора. И митрополит Макарий при нем - это примерно то же самое, что Томас Кранмер, только более удачливый. И сам Стоглав вполне сопоставим с Актом о единообразии, заложившим основы англиканства. "Чья земля - того и религия". У нас и в Англии, в Швеции это уже работает, безо всяких религиозных войн. Иван IV - отец русского капитализма. Струмилин прямо называл экономическую политику царя Ивана меркантилизмом. А какой меркантилизм без реформации?
Следующий этап - конечно никонианская реформа. Глупый Никон полагал, что это он церковь реформирует, а на самом деле реформировали самого Никона. И весьма успешно. В этом была глубинная цель всей этой затейки.
Дальше - больше. Петр, Екатерина, которые дело, собственно, и завершили. Церковь больше не игрок на рынке.
Известно, что западноевропейская реформация сопровождалась яркой интеллектуальной полемикой. Клибанов хорошо продемонстрировал, что Русь - не исключение. Другое дело, что полемика эта ограниченная узким кругом интеллектуалов. Да и откуда ей быть широкой, университетов-то нет. Европейская реформация без университетов и гуманистов тоже не была бы такой яркой. Реформационная литература появляется в массовом порядке только в период никоновской реформы. Но тогда уже в стране появились интеллектуальные силы, появилось книгопечатание.
В тот же период появляется и "народная реформация". Русские секты, которые я так давно изучаю - это уже излет русской реформации, когда Царство Божье на земле уже окончательно пало, осталось искать его только "в духе".
Вот такая, примерно, схема реформации по-русски.
Итак, русская реформация происходила сверху, в условиях бедной страны (в несколько раз беднее Европы), слабости производительных сил и слабости сил интеллектуальных. Но она, все же, произошла.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments