andber (andber) wrote,
andber
andber

Category:
Еще один церковный "ренегат".

Через две недели после открытого письма бывшего священника Пантелеймона Покровского, видимо чтобы закрепить эффект, Советская Чувашия перепечатала открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию бывшего благочинного 3-го округа и настоятеля Никольского молитвенного дома в г. Михайловке Николая Спасского. Более полный текст письма напечатан в газете «Сталинградская
правда» 7 июня 1959 г. Епископ Сергий (Ларин) - это бывший обновленческий епископ. Трижды побывал под судом и в заключении, причем только один раз по политической 58 статье, два раза - за дачу и получение взятки. В 1943 г. перешел в РПЦ МП. Пространная биография этого архиерея имеется в Википедии. Надо сказать, что публикация сказалась на карьере Сергия (Ларина) но сильно, из теплой Астрахани был переведен в холодный Омск. Но никаких репрессий со стороны властей не последовало, т.к. Сергий имел обширные связи в разных советских учреждениях. Через год, по совершенно одинаковым обстоятельствам, был осужден казанский архиепископ Иов, бывший чебоксарский.

"Почему я отрекся от церкви
Открытое письмо епископу
Астраханскому
и Сталинградскому Сергию

Я, благочинный 3-го округа Сталинградской области, настоятель Никольского молитвенного дома г. Михайловки. Спасский Николай Николаевич, настоящим уведомляю вас, что открыто отрекаюсь от сана священника и снимаю с себя обязанности благочинного и настоятеля указанного молитвенного дома.
Решаясь на а тот шаг, я знаю, что вы будете проклинать меня как еретика и отступника от русской православной церкви. Но я этого не боюсь Моя совесть, как гражданина, подсказывает мне. что лучше хотя и с большим опозданием, отказаться от сана священника, чем повседневно продолжать обманывать людей, убеждать их верить в то, чего нет в действительности, тянуть их назад от реальной жизни и отрывать от активной борьбы за лучшее будущее человечества на земле.
Вы знаете, что я обучался в духовном училище и духовной семинарии, а в 1915 году окончил Московский коммерческий институт. Свыше четверти века и честно трудился на благо Родины. В 1941 году я оказался на временно оккупированной гитлеровцами территории Украины.
Зная о моем коммерческом образовании, фашисты и ах пособники пытались заставить меня работать в своих снабженческих торговых органах. где бы своими руками грабил народ и все награбленное передавал им Этого я допустить не мог. Духовное образование выручило меня – я стал священником.
Принимая сан, я в то время еще верил, что усердной молитвой перед
богом помогу своему народу .смягчить страдания, которые ему приняли оккупанты. И я старательно молился. просил бога, чтобы он остановил кровавую руку палача Гитлера и покарал его. Молитвы не действовали. Гитлеровские полчища продолжали бесчинствовать на занятой ими части вашей родной земли.
После итого я впервые усомнился в существовании «спасителя» — Иисуса Христа и начал поиски правды о нем. Прежде всего я стал более критически читать евангелие, вникать а каждую фразу и сопоставлять прочитанное с другими местами так называемого Нового завета. Сразу же я натолкнулся на ряд нелепостей по поводу родословной, рождения, деятельности и смерти Иисуса Христа.
Возьмите, например, евангелия от Матвея, от Луки и от .Марка. В них так много противоречий при рассказах о родословной Христа, настолько легенды о нем опровергают одна другую, что я в поисках истины взялся за изучение исторической литературы. Сопоставляя реальные факты истории с богословскими толкованиями об Иисусе, я в конце компов пришел к твердому убеждению. что никакого Христа ни в начале новой эры. ни в какое-либо другое время, ни на земле, ни где-нибудь ещё никогда не было и нет.
В самом деле, от мнимой деятельности Христа на земле нас отделяет расстояние менее двух тысяч лет Срок для истории не так уж велик, и пытливые ученые достаточно добыли данных, освещающих этот период Доказано, например, что миф о Христе приурочен к периоду образования Римской империи. Однако ни основатели Римской империи Август и Тиберий, ни ученые и писатели того времени (Сенека. Овидий и другие), оставившие многочисленные письменные памятники о своем периоде, нигде и ни одним словом не обмолвились о существовании Христа.
У меня сложилось глубокое убеждение, что заблуждения большинства верующих из числа интеллигенции основаны на слепом доверии к так называемому священному писанию, из боязни как следует взяться за изучение материалистической литературы, истории, новейших открытий, науки о происхождении жизни на земле, астрономии, медицины, текущей политической международной и внутренней жизни. Если же любой верующий вникнет в содержание современной науки и техники и сопоставит все это с учением любой религии, то он неизбежно придет к атеистическим выводам.
Нет, ваше преосвященство, наука в настоящее время шагнула так далеко вперед, что пастырям христианской (в том числе и православной) церкви уже никак нельзя скрыть от народа мифический образ Христа, и мы. если не хотим ссориться со своей совестью, должны признать, что христианское учение, призывающее к пассивному смирению и покорности судьбе во имя лучшей несуществующей загробной жизни, есть реакционнейшее учение, вредное для дела строительство новой, счастливой жизни на земле.
Нет нужды доказывать уже доказанное наукой, опровергнувшей богословское учение о душе и утвердившей материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Нет нужды говорить и о других, опрокинутых наукой «истинах», которыми религия оперировала в течение веков.
Но невозможно молчать еще об одном вопросе, заставившем меня отойти от церкви я ее вероучения. Это вопрос о том. как ведут себя некоторые пастыри православной церкви и достойны ли они уважения и почитания со стороны верующих.
Многие из служителей культа свои аморальные действия скрывают самым тщательным образом и только поэтому остаются церковными «наставниками». О многих фактах, я бы сказал преступных фактах, знают некоторые служители культа, но они разговаривают об этом втихомолку и не выносят сор из избы, а о возмутительных фактах, допускаемых лично вами, передают друг другу под большим секретом, боясь попасть к вам в немилость и лишиться солидного заработка.
Вы знаете, ваше преосвященство, что я длительное время работал бухгалтером в советских учреждениях. Это выработало во мне бережливость, честное отношение к материальным ценностям и ненависть к расхитителям ценностей. Я вам должен сказать что, находясь на службе в Черновицкой, Смоленской и Астраханской епархиях, я встретил ужасающие примеры такого расхищения материальных средств, такого пренебрежительного отношения к трудовой копейке, каких за свою долголетнюю жизнь нигде не видел.
Воль если бы верующие знали, куда «духовные» наставники тратят их трудовые копейки, они давным-давно бы отвернулись от этих наставников, и от церкви. и от самого бога, так ни разу и не покаравшего любителей толстого мешка нетрудовых доходов.
Постараюсь подтвердить свои слова неопровержимыми примерами. Пусть верующие знают, кому они отдают заработанные трудом деньги.
Возьмем, прежде всего, вас, ваше преосвященство. Как вы относитесь к средствам, которые приносят вам доверчивые прихожане? До прибытия в Астрахань вы служили в Тульской епархии, где у прихожан присвоили свыше 750 тысяч рублей, израсходовав эти деньги на покупку собственных дач под Москвой и в Кисловодске. Если вам не нравится слово «присвоил», буду употреблять ваш термин «утаил». Правда, вы погашаете задолженность. Но деньги для этого вы «утаиваете» в Астраханском епархиальном управлении, т. е. погашаете украденное за счет астраханских и сталинградских прихожан
Вскоре после приезда в Астрахань вы в Сталинграде купили дом за 250 тысяч рублей да за мебель. закупленную в Ленинграде. отвадили весьма солидную сумму. А если учесть еще и ремонт дома, то он стоит побольше 300 тысяч рублей. Но ведь для вас в Сталинграде снимали дом у одной из прихожанок, и он вполне мог вас устроить. Новый дом с умеющей молчать, преданной вам прислугой потребовался для того, чтобы у вас была широкая возможность встречаться с вашими «приемными, дочерьми», «племянницами» и другими «родственницами», которых вам в Сталинграде угодливо подбирал ваш покорный слуга монах Валент. Вот на что несли свои трудовые рубли астраханские и сталинградские верующие!
А какие суммы трудовых средств прихожан вы расходуете на всевозможные приемы, званые обеды, выезды со свитой, сопровождаемые попойками и просто на коллективное пьянство?! Здесь расходы исчисляются десятками если не сотнями тысяч рублей в год. Некоторые из этих приемов и званых обедов мне хорошо известны. Сколько десятков тысяч рублей вы израсходовали на то, чтобы отметить свое пятидесятилетие в 1958 году? Я думою, что в два десятка не уложите, так как одних подарков нам подхалимы натащили не менее чем на 15 тысяч рублей. Но ведь и они были так щедры за счет средств прихожан. Летом 1958 года в Сталинграде на один из приемов вы израсходовали около 70 тысяч рублей. Ваши визиты со свитой в приходы обходятся по 30 — 10 тысяч рублей. Надо прокормить «бригаду» в 15 — 20 певчих да разных «племянниц», оплатить им номера в гостиницах и места в самолетах или мягких вагонах. К тому же эта «визиты» сопровождаются попойками, где коньяки и вина высших сортов текут ручьями. Скажите же, как все это совмещается с каноническими требованиями христианской церкви, осуждающими сребролюбие, распутство, пьянство и чревоугодие?
На покупку собственных дач, на непрерывные перелеты и переезды Астрахань — Кисловодск — Сталинград — Подмосковье вам лично вашей челяди на кутежи и пьянство требуются огромные деньги, и вы их достаете везде, где только можно, благо доверчивые прихожане пока еще не перестают приносить.
И вы прекрасно знаете, что не вы одни в Астраханской епархии так живете, что той же паразитической жизнью отличаются многие ваши подчиненные. «Каков поп, таков и приход». — гласит русская поговорка «Каков епископ, таковы и попы — продолжим мы ее. Конечно, не все похожи на вас. Есть честные священники, но они у вас не в почете.
Моим предшественником а Михайловке был протоиерей Валентин Кузьмин. Анализ финансового состояния церкви показывает, что почти полностью присваивал доходы причта, утаивал их от финансовых органов. Когда Кузьмин был настоятелем, официально доходы причта не превышали 70 тысяч рублей в год. В 1958 голу при том же количестве прихожан, при всех других равных условиях они составили свыше 225 тысяч рублей! Следовательно, 155 тысяч рублей в год «утаивались» в кармане бывшего настоятеля. Были сигналы серьезные о бытовом разложения Кузьмина, но вы приблизили его к себе, сделали ключарем.
Вы знаете, что всякое «обновление икон», всякое поощрение со стороны духовенства паломничества к так называемым «святым местам» является ни чем иным, как религиозным шарлатанством. Почему в таком случае вы долгое время терпеливо относились к священнику Покровской церкви в г. Урюпинске Владимиру Лециусу, который проповедовал среди верующих. что около Урюпинска действительно в свое время объявилась икона «явленная божья мать». Снисходительно вы отпаслись и к факту подобного же религиозного шарлатанства в г. Котельникове, где некто Пашкина «обновила» икону путем замены на ней цветной, фольги, а ваш подчиненный священник Шумов пытался засвидетельствовать, что икона действительно обновилась нерукотворным образом.
Вы можете сказать, что не в одной вашей епархии творятся подобные дела. Согласен и могу подтвердить это некоторыми фактами. Возьмите. например, епископа Смоленского и Дорогобужского Михаила. Житие этого преосвященного напоминает ваше. На свои именины он израсходовал несколько тысяч рублей разумеется «утаенных» у верующих Смоленщины. На покупку и ремонт «голубого дома» на Тимирязевской удине в г. Смоленске он также «издержал» несколько сот тысяч. С епископом Михаилом вас различает, видимо, только то, что он устраивает банкеты в одном городе, а вы — поочередно то в Астрахани, то в Кисловодске, то в Сталинграде, то под Москвой. Размах у вас широкий.
Я пришел к твердому выводу в наши дни служителем культа любой церкви (в том числе и православной) может быть человек, или совершенно не разбирающийся в современных достижениях науки и техники, не разбирающийся в законах развития природы и общества, или человек, который, пользуясь заблуждением части советских граждан, преднамеренно извлекает для себя материальные выгоды, хотя сам не верит ни в бога, ни в черта, ни в другие сверхъестественные силы. И те и другие строят свое благополучие, прикрываясь религиозными догмами и положением, растранжиривают огромные средства для удовлетворения прихотей своих и своих приближенных; пользуясь полной свободой в отправления религиозных обрядов, используют эту свободу для самых низменных целей — собственного обогащения, организации кутежей и разврата.
Я чувствую глубокую вину перед верующими за то, что слишком долго оставался священником, убеждал их в том, во что не верю сам, проповедовал то, что не совпадает с моими убеждениями. Но в конце концов я собрался с силами и этой запоздалой исповедью перед обществом хочу хоть в малейшей степени искупить свою вину. Хочу и всему духовенству сказать: прекратите обманывать народ, бросьте неблаговидное дело, переходите к благородному труду на пользу общества.
Обращаюсь я и к верующим: не верьте ни в какие сверхъестественные силы, их в природе не было и нет. настойчиво и упорно овладевайте науками, они помогут вам освободиться от религиозного дурмана.
Николай Спасский.
Бывший благочинный 3-го округа и настоятель Никольского молитвенного дома в г. Михайловке".

• Публикуется в совращенном виде
Более полный текст письма напечатан
в газете «Сталинградская
правда» 7 июня с.г.

Советская Чувашия, 1959, 8 августа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments