andber (andber) wrote,
andber
andber

Шестьдесят лет назад

Шестьдесят лет назад.
Вот еще из "Советской Чувашии". Теперь не о "сектантах", а о жизни Чебоксарской епархии в начале 1960-х гг. Теперь газета пиарит многолетнего секретаря епархии о. Николая Демьяновича. Автор - Н. Черепанова, специализировалась на церковной теме в период хрущевской кампании. За ее подписью наверное треть всех антирелигиозных статей в тот период. Упоминающийся в фельетоне иеромонах Снычев - будущий Санкт-Петербургский митрополит Иоанн. Демьяновича терпеть не мог местный уполномоченный Маклашкин. Это он организовывал пиар Демьяновичу в местной прессе, видимо хотел организовать судебное дело, подобное тому, какое было в Казани против архиепископа Иова (Кресовича), который, собственно, и привез Демьяновича в Чебоксары. И фактуры, вроде, хватало. Но что-то не срасталось у уполномоченного, и Демьянович прослужил в Чебоксарах до 1973 г. Протоиерей не сработался с назначенным в 1973 г. в Чебоксары архиепископом Вениамином, с которым они были знакомы еще с довоенных времен. И Демьянович уехал в Иваново, к Иову, где и прослужил до своей смерти в должности секретаря епархии.
"ПОД КРЫЛЫШКОМ ЕПАРХИИ. Фельетон.
Приезд высокого гостя из Чебоксар вызвал в Янгильдинской (Чебоксарский район) церкви настоящий переполох.
— Сам отец Николай пожаловал,— засуетилась, всплеснув руками, «матушка», когда увидела выходившего из легковой машины посетителя. — К чему бы это? И еще кто-то... ОЙ, что-нибудь неладно!
Высокий гость был немногословен. Он потребовал показать, где находятся книги, и заявил, что он их увезет. По распоряжению самого архиепископа Мануила.
Молодой человек, по виду семинарист, и отец Николай — настоятель Чебоксарского собора Н.А. Демьянович — нагрузили книгами машину, она дала прощальный гудок и скрылась за поворотом дороги.
Вскоре визит повторился. На сей раз гости приехали на двух машинах. Экспедицию возглавлял иеромонах Снычев, с ним был ревизор епархии Прахов.
— Вот,— показали они солидную бумагу, подписанную высокопоставленным липом — самим архиепископом Мануилом. В бумаге содержалось категорическое требование выдать книги, находившиеся в церкви.
Операция была проведена быстро. Приехавшие бойко начали перетаскивать книги из церкви в машины:
Увидев самовар, они решили было прихватить и его.
— Не дам! — вцепилась попадья. — Наш самовар, не отдам!
Только ее энергичное вмешательство спасло злополучный самовар. А книги были увезены, я без всяких расписок. Как в воду канули.
Примерно таким же образом было вывезены книги п пз Хормалинской (Ибресинский район) церкви. Нужно отдать должное «книголюбам»: они толк в книгах знают. Увезены были наиболее старинные издания, представляющие собой большую историческую и научную ценность. Не какая-нибудь стопка книг, а 3 тысячи томов, на сумму около 150 тысяч рублей. Лакомый кусочек!
По существующим законоположениям, все церковное имущество, национализированное в годы революции, принадлежит государству и дается лишь в пользование общинам верующих.
Государственной собственностью являются и книги, похищенные «книголюбами». В епархии теперь только руками разводят: где книги? Ищи ветра в поле! Их увезли, не считаясь ни с какими законоположениями.
Вывший настоятель Чебоксарского собора И.А. Демьянович вообще не привык считаться с законами. Он убежден, что все церковное имущество, земля, здании; что государство предоставило в пользование верующим, чтобы они могли свободно отправлять свои религиозные потребности, принадлежит чуть ли не лично ему, Демьяновичу, и он вправе всем этим распоряжаться по принципу: чего моя левая пятка хочет.
Несколько лет тому назад у Министерства местной промышленности возникла необходимость подключиться к линии водопровода, находящегося во дворе собора. Но левая пятка настоятеля собора Демьяновича не хотела этого.
— Не дадим!—решительно запротестовал «хозяин». — Наш водопровод. наша земля!
Основным мотивом протеста было то обстоятельство, что министерство не разрешило собору построить на своей территории некое сооружение, в какое, по утверждению знающих людей, даже царь пешком ходил.
— Теперь посидите без воды!— злорадствовал настоятель,
«Когда же горсовет предложил не чинить препятствий в прокладке водопровода, Демьянович сделал ловкий ход. В письме, адресованном министерству, он потребовал «...пред-ставить согласованный проект подключения водопроводной линии». Если, мол, мне, Демьяновичу, понравится проект, тогда, так я быть, разрешу государственному учреждению использовать для прокладки ли. ими государственную землю. А если не понравится...
С каких это пор церковь стала осуществлять контроль над деятельностью государственных учреждений? Не слишком ли много берут на себя святые отцы?!
Больше трех лет тянулась переписка о водопроводе. Проект, очевидно, не понравился, и министерству пришлось подключиться в другом месте. Сильнее кошки зверя не оказалось. А что если завтра церковным заправилам не понравится само здание министерства? Вдруг они потребуют для согласования проект реконструкции или переноса здания? А что — и потребуют!
Вот выписка из другого документа. Начальник отдела милиции исполкома Чебоксарского горсовета пишет: «В сентябре 1958 года Чебоксарский собор силами рабочих Ремстройтреста горкоммунхоза Пашукова М. Н. и УНР-5 Варламовых В.И. и П.В. производил ремонт в соборе.
Строительные материалы администрация приобретала у частных лиц, а документы оформлены на имя вымышленных лиц. Так, по документам проходит Морозова, проживающая по улице 1-я Овражная, которая продала собору 20 листов фанеры, но Морозова в городе проживавшей и проживающей не значится».
Мифической личностью оказался и М.Т. Потапов, якобы продавший собору 10 мешков цемента.
Книги, цемент, фанера. Расхищение государственного имущества, на-рушение законов, подставные лица, подложные документы — всем этим ловко оперируют в своих интересах отцы церкви. Не последнюю скрипку в этом оркестре играет отец Николай — Н.А. Демьянович.
Недавно из статьи в газете общественность узнала о некоторых, мягко выражаясь, неблаговидных поступках отца Николая, о его делах греховных.
— Уволю! — немедленно решил вновь назначенный управляющий епархией Н.А. Феодосьев. И уволил. Но... После недолгих размышлений он рассудил иначе:
— Зачем обижать хорошего чело-века? Такой нужен для церкви — вон как умеет ловчить!
И придумал для Демьяновича какую-то неопределенную должность, какой никогда раньше и не существовало. Пусть-де переждет лихую пору, а там видно будет.
Уютно живется дельцам типа Демьяновича под крылышком епархии!
Н. ЧЕРЕПАНОВА.
Советская Чувашия, 1960, 17 августа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments